Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР) подготовила пакет предложений, направленных на реформирование механизмов функционирования индивидуальных инвестиционных счетов третьего типа (ИИС-3). Соответствующее обращение, датированное 5 октября, было направлено на имя министра финансов Антона Силуанова, о чем стало известно изданию «РБК Инвестиций».
В документе профессиональное сообщество отмечает текущую специфику использования нового типа счетов. На данный момент ИИС-3 демонстрирует большую популярность среди крупных частных лиц, нежели у массового розничного сегмента. Основная причина кроется в долгосрочном горизонте планирования: если сейчас минимальный период владения счетом составляет пять лет, то, согласно действующим правилам, с 2027 года этот срок будет ежегодно увеличиваться на один год, пока не достигнет десятилетнего рубежа.
Ситуация осложняется новыми налоговыми изменениями, представленными Министерством финансов 24 сентября в рамках законопроектов о федеральном бюджете на период 2027–2029 годов. Согласно этим планам, пятиступенчатая прогрессивная шкала НДФЛ (от 13% до 22%) будет распространяться на пассивные доходы граждан, включая проценты по банковским вкладам, дивиденды, доходы от сделок с ценными бумагами, продажу имущества и реализацию долей в компаниях. Кроме того, планируется установить 15-процентную налоговую ставку на пассивный доход через закрытые (ЗПИФ) и интервальные (ИПИФ) паевые фонды, предназначенные для квалифицированных инвесторов.
По мнению НАУФОР, подобные меры могут сделать ИИС-3 более привлекательными, однако чрезмерно длительный срок заморозки средств остается критическим барьером как для рядовых вкладчиков, так и для состоятельных клиентов. В связи с этим ассоциация предложила ряд конкретных инструментов для стимулирования рынка:
— Снизить порог минимального срока владения ИИС-3 до трех лет для тех, кто вносит на счет не более 1 миллиона рублей ежегодно. В качестве альтернативы предлагается сохранить право на налоговые вычеты при закрытии счета по истечении трех лет с момента его регистрации.
— Уравнять в правах купонные доходы по облигациям и регулярные выплаты по инвестиционным паям с дивидендами, разрешив их автоматическое зачисление на банковские счета владельцев счетов.
— Установить механизм частичного снятия средств (в пределах 50% от суммы) с обязательством вернуть их на ИИС в течение года, что позволит избежать утраты налоговых преференций.
— Позволить профессиональным участникам рынка и управляющим компаниям учитывать собственные взносы в систему гарантирования ИИС в составе расходов, снижающих налогооблагаемую прибыль организаций.
— Расширить возможности управляющих компаний, разрешив им открывать и администрировать на базе ИИС не только открытые, но также закрытые и интервальные паевые инвестиционные фонды.
